или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2011 |
Количество страниц: | 53 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 12.10.2021 |
Количество просмотров: | 273 |
Рейтинг работы: |
Содержание:
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ понятия гендер и проблема гендерных различий.
§1. Характеристика понятия гендер и типов гендерной
идентичности…………...........................................................................................8
§ 2. Проблема гендерных различий в различных научных
школах……………………………………………………………………………14
Глава II.Теоретический анализ социальной активности и рассмотрение ее в гендерном аспекте.
§1. Социальная активность как психологическая характеристика
личности……………………………..................................................................21
§ 2.Гендерный аспект социальной активности .................................................26
Выводы .………………………………………………………………………….30
Глава IIIЭмпирическое исследование
§1.Организация эмпирического исследования………………………………32
§2.Описание результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………39
Выводы………………………………………………………………………… 48
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы……...………………………………………………….........53
Введение
Социальная активность - сознательная, целенаправленная деятельность индивидов и социальных групп,ориентированная на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.
Социальная активность рассматривается как повышенное по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества.
Динамика развития общества, трансформация общественных отношений определяет потребность в постоянном обновлении социально-психологических знаний о разных сторонах данного феномена. Особую актуальность вопросы социальной активности приобретают в связи с изучением «молодёжи как субъекта мирового развития». Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Особо актуальной становится данная область в связи с появлением детских и молодежных коллективных формирований. Участие в деятельности таких структур требует от юношей и девушек проявления определенных качеств и определяет путь их дальнейшего развития.
Так же каждый из нас приобщен к гендерной системе, которая регулирует наше поведение как людей, относящихся к тому или иному полу.
Гендерная система диктует «свои правила». Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения. Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. Эти стереотипы сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности, во многом искажают истинную картину.
Сегодня положение радикально меняется. Половое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равноправными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские». В современной ситуации развития общества женщины и девушки стали демонстрировать черты, которые свойственны не только феминному, но и маскулинному типу гендерной идентичности. Мужчины же начинают ценить в себе и других такие тонкие качества, как терпимость, способность понять другого, эмоциональная отзывчивость, которые раньше казались признаками слабости.
Как мы отмечали ранее, в последние годы все больше внимания уделяется развитию современной молодежи. Поэтому проблему нашего исследования мы решили сформулировать так: существует ли связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками личности, принимающей активное участие в общественной жизни ВУЗА?
Цель исследования: изучить взаимосвязь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками личности, принимающей активное участие в общественной жизни ВУЗА.
Объект исследования: социально-психологические характеристики социально-активной молодежи.
Предмет нашего исследования: связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками социально активной молодежи.
Задачи:
Теоретические:
1. На основе анализа существующих теоретических источников провести исследование понятия гендер и проблемы гендер различий;
2. На основе анализа существующих теоретических источников провести исследование понятия социальная активность и ее рассмотрение в гендерном аспекте;
3. Выявить связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками личности, принимающей активное участие в общественной жизни.
Методические: Подобрать комплекс методик, соответствующих теме исследования.
Эмпирические:
1. Выявить преобладающий тип гендерной идентичности социально-активной молодежи;
2. Выявить взаимосвязь между типом гендерной идентичности и стилем межличностного общения;
3. Выявить взаимосвязь между типом гендерной идентичности и направленностью личности;
4. Выявить связь между направленностью личности и стилем межличностного общения.
Основная гипотеза:существует связь между типом гендерной идентичности и социально-психологическими характеристиками социально активной молодежи.
Методологические и теоретические основы исследования: Исследование проводилось на основе субъектно-деятельностного подхода , разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской и других, которые рассматривают психику не как отдельное самостоятельное явление, но неотъемлемую часть деятельности.
В нашем исследовании мы использовали:
1. Авторская анкета, направленная на выявление социальной активности.
2. Методика измерения гендерной идентичности, разработанная С. Бэм, адаптированная М.В. Бураковой и В.А. Лабунской, 1999.
3. Методика диагностики межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) Л.Н. Собчик, 1990.
Для статистической обработки данных применялась программа Statistica6.0. Критериями анализа были критерий различий Манн-Уитни и коэффициент связи признаков Спирмена.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексным анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, использованием совокупности апробированных эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования, корректным применением методов математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что на теоретико-эмпирическом уровне раскрыто значение гендерной идентичности в формировании, проявлении и развитии социальной активности молодежи.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных знаний в практике привлечения молодежи к принятию управленческих решений разного уровня значимости.
База исследования: Исследование проходило на базе Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, института педагогики и психологии. Исследование проводилось на выборке, состоящей из 30 студентов, которые принимают активное участие в жизни ВУЗА. Из них 14 юношей и 16 девушек.
(фрагменты работы)
Глава 1 Теоретический анализ понятия гендер и проблема гендерных различий
§1. Характеристика понятия гендер и типов гендерной идентичности
Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема в том, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами (Р. Унгер, 1979).
Иногда слова «гендер» и «пол» и их производные иногда употребляются как синонимы, их различение имеет принципиальное значение. По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет – естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет – исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение.
Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества (Игорь Кон, 2009). Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Похожие работы
Работы автора