или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2021 |
Количество страниц: | 48 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.10.2021 |
Количество просмотров: | 310 |
Рейтинг работы: |
Введение
Пунктуация является разделом языкознания,
в котором изучаются знаки препинания и правила их использования в письменной
форме.
Сама методика преподавания русского языка,
как и другие педагогические науки, затрагивает интересы многих людей, ведь известно,
сколько печали приносит «двойка» за написание диктанта или сочинения.
Рассмотрением вопросов по формированию
пунктуационных умений у младших школьников занимались такие методисты и ученые,
как М.В. Ломоносов, А.И. Гвоздев, К.Ф. Беккер, Л.В. Щерб, Т.М. Воителева и
другие.
Формирование пунктуационной зоркости у
учащихся младших классов является конечной целью в обучении пунктуации.
Вопросы обучения пунктуации младших
школьников в настоящее время не до конца разработаны. Тем самым можно сказать,
что тема данной работы является актуальной.
Целью выявление роли
данной работы является
пунктуационных упражнений в повышении грамотности младших школьников
Для того, чтобы достичь цели, необходимо
решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «пунктуация»;
- рассмотреть
разновидности знаков препинания и их роль в предложении;
- подробно
изучить виды знаков препинания, изучаемых в начальной школе;
- проанализировать
учебную литературу по русскому языку по данному вопросу;
- исследовать
методы обучения основам пунктуации в начальных классах;
- провести
эксперимент, направленный на формирование пунктуационных навыков у младших
школьников.
Объектом работы
является процесс формирования пунктуационного навыка у учащихся начальной
школы.
Предметом работы
выступают упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка.
В процессе написания дипломной работы были
использованы следующие методы:
- анализ
учебной литературы;
- цитирование;
- изучение,
обобщение, сравнение;
- эксперимент.
Гипотеза дипломной
работы: предположим, предположим,
если на уроках русского языка
систематически и методически грамотно проводить пунктуационные упражнения, то
это будет способствовать повышению грамотности обучающихся.
(фрагменты работы)
Глава 1 Теоретические аспекты методики обучения знакам препинания
1.1 Понятия, разновидности знаков препинания и их роль в
предложении
Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией.
Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:
выделяющие: запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
отделяющие: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».
«Точка используется, когда конструкция по эмоциональной окраске повествовательная или же побудительная, но без выражения сильных чувств и эмоций (Маша открыла окно. Маша, открой окно.)». [1, с.307]
Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции. Запятые ставятся в следующих случаях: при обособлении членов предложения в конструкциях с обращениями, сравнительными оборотами. Для выделения междометий и уточнений. Между составными частями сложных предложений. При перечислении однородных членов. Между прямой и косвенной речью.
Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.
Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями. Двоеточие используется в сложных бессоюзных предложениях, часть которого вносит семантику дополнения, пояснения, причины. Кроме того, знак разграничивает слова автора и прямую речь, а также ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вне зависимости от цели высказывания знак восклицания следует поставить в конце той конструкции, которая выражает сильные эмоции (Хватит врать! Ну сколько можно молчать!).
Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.
Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Главное значение тире — обозначение пропуска, например, сказуемого или иного второстепенного члена. Используется оно в неполных предложениях, а также при отсутствии противительных союзов.
Многоточие раньше называли «знаком-молчанкой» и ставили в тех местах предложения, где должна быть пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Верную постановку знака подскажет анализ конструкции, выделение в ней грамматической основы.
Основные случаи использования: если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже либо между ними отсутствует связка. При пропуске членов неполной конструкции. Перед обобщающим словом. При обозначении на письме прямой речи. В сложных предложениях — при необходимости подчеркнуть быструю смену событий.
Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.
Правила расстановки знака точка с запятой относятся к разряду сложных, в рамках школьного курса именно они вызывают наибольшие трудности. Подобный знак используется для разграничения простых предложений в составе сложного, если каждое из них распространенное. Точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации. [1, с.308]
Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.
Функции знаков препинания различны, но все они помогают облегчить восприятие письменного текста. Роль знаков поистине огромна. Они помогают не запутаться при чтении, сигнализируют о завершении определенной синтаксической конструкции и начале другой, позволяют выделить необходимый автору фрагмент текста.
На письме знаки препинания играют важнейшую роль: правила их употребления разнообразны и отличаются степенью сложности. Если поставить точку в конце предложения просто, то ставить или нет запятую — непростой вопрос, ответ на который предполагает знание пунктуации. Определительные знаки расставляются следующим образом: знак вопроса ставится в том случае, если предложение вопросительное (Ты поел?).
Таким образом, можно сказать, что каждый из знаков препинания очень важен. Необходимо употреблять их правильно, в соответствии с грамматическими нормами.
Глава 2 Методические аспекты обучения пунктуации в
начальных классах
В системе формирования пунктуационных умений младших школьников выделяется четыре основных этапа:
1. Первый этап связан с периодом обучения грамоте, когда происходит знакомство обучающихся с термином «знаки препинания», перечнем знаков препинания, встречающихся на страницах Азбуки и в прописях (точкой, вопросительным и восклицательным знаками, многоточием, занятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, кавычками). Задачами первого этапа являются:
- помощь детям в понимании роли знаков препинания в процессе общения;
- формирование у школьников умения видеть, опознавать знаки препинания;
- соблюдать при чтении интонацию, соответствующую каждому знаку препинания.
Первое знакомство младших школьников с пунктуацией предполагает обращение к знакам завершения. В процессе коллективного обсуждения выбирается оптимальный вариант модели предложения. Школьники узнают, что при выделении предложения из потока речи первое слово любого предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. В дальнейшем, исходя из коммуникативной потребности для обозначения конца предложения, вводятся вопросительный и восклицательный знаки.
2.Второй этап предполагает организацию работы над знаками препинания во втором классе на уроках русского языка. На данном этапе происходит повторение и закрепление тех сведений о знаках препинания, которые дети получили в букварный период. Предусмотрено ознакомление школьников с типами предложения по цели высказывания; обучающиеся изучают правило об употреблении знаков препинания в конце предложения, осознают грамматическую основу постановки знаков препинания. На данном этапе учитель осуществляет формирование и развитие целого комплекса умений:
- слышать и правильно воспроизводить услышанное высказывание;
- понимать смысловую сторону высказывания;
- соотносить смысловую и интонационную стороны услышанного высказывания;
- применять полученные сведения о знаках препинания на языковом материале учебника русского языка.
3. На третьем этапе расширяется представление о типах предложения по цели высказывания, проводится углубленная работа над смысловой стороной высказываний, интонацией, ролью знаков препинания в процессе общения.
4. Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблением знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией сложного предложения.
2.1 Методы обучения основам пунктуации в начальных классах
При обучении пунктуации используют методы, направленные на формирование пунктуационных умений младших школьников. К ним относятся следующие виды упражнений:
1) Списывание как вид пунктуационного упражнения. В этом упражнении ученики списывают из учебника или другого материала отдельные предложения или полный текст и выполняют пунктуационные задания. Списывание бывает двух видов: осложненное и неосложненное.
Списывание неосложненное заключается в том, чтобы переписать определенный текст в естественном виде, то есть не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Таким образом, ученики должны найти места, где предложения заканчиваются и обосновать свой выбор. При списывании учащимся даются следующие пунктуационные задания:
• найти смысловой отрезок (предложения) и определить, какое смысловое значение он выражает;
• перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
• объяснить постановку или не постановку знаков препинания.
Например:
Птицы.
Много разных птиц живёт в наших лесах. Это дрозд, сова, зяблик, соловей, кукушка. Птицы вьют свои гнёзда на сучьях деревьев. Иногда они прячут их в густой траве. Весной и летом щебечут в гнёздах птенцы. Любят птицы густой солнечный лес. Птичьи голоса слышны со всех концов. Хорошо летом птицам в лесу!
Списывание осложненное предполагает переписывание учащимися определенного текста, который содержит синтаксические или пунктуационные изменения. Могут присутствовать следующие виды осложнений: пропуски знаков препинания (всех или части) и переделывание (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения). [12, с.165]
Похожие работы
Работы автора