или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Уфа > Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 36 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 11.02.2019 |
Количество просмотров: | 292 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста
1.1. Психологические особенности самосознания подростка
1.2. Формирование «Я – концепции» в подростковом возрасте
1.3 Значение «Я–концепции» для формирования личности
Глава 2. Методы и организация исследования самосознания и изучение «Я - концепции» подростка
2.1 Методы исследования
2.2. Организация проведения исследования
2.3. Оценка и интерпретация результатов исследования
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию работы с подростками
3.1. Факторы, оказывающие воздействие на поведение подростка
3.2. Личностно - ориентированная модель обучения
3.3. Психологическое консультирование родителей и подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
(фрагменты работы)
Подростковый период является одним из наиболее сложных периодов в ходе становления и развития человека. В этот период происходит полная перестройка организма, изменяется гормональный фон, возникают психические изменения и новообразования. Этот период можно охарактеризовать как период заложения сознательного поведения, формируются общие закономерности поведения, направленность интересов, представлений и социальных установок личности [1].
У подростка возникает сложность в общении, особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений со взрослыми. Связано это с особенностями характера подростка. Взрослые относятся к нему как к ребенку, не видят в нем абсолютно взрослого человека, а подросток чувствует чрезмерную опеку и попечительство, что существенно снижает уверенность подростка и оскорбляет его чувства. В то же время, подросток довольно упрям, практически не идет на уступки и компромиссы, отношение зачастую резко негативное. Подросток стремиться проявить и показать свой характер, доказать взрослым, что он не нуждается больше в их опеке, имеет собственное мнение, суждение. Семья теряет для подростка важность, так как он больше не может найти в семье то, что он ищет, ощущает только опеку, которая кажется ему оскорбительной. Именно по этой причине подросток ищет возможности для реализации в других сферах и областях жизни. В первую очередь важность приобретают сверстники, друзья, одноклассники, среди которых они пытаются завоевать и поддерживать авторитет [2].
Основным типом деятельности для подростка является именно общение со сверстниками и поиск путей самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников. В подростковом возрасте детские сообщества преобладают над взрослыми. Именно по этой причине подросток находит себе друга, который его понимает и поддерживает с ним постоянную связь. В этом возрасте обычно ведут дневники, в которых подростки выражают свои мысли и переживания. Такие особенности поведения обусловлены новообразованиями в психике подростка. Основным новообразованием является открытие понятия «собственное я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности. Главное стремление подростка состоит в том, чтобы быть взрослым [3].
Как отмечает Л.И. Божович, к началу такого переходного периода исчезают некоторые прежние особенности психики и появляются новые. Интересы подростка существенно изменяются, порой они могут меняться на противоположные. Учебная деятельность теряет свою актуальность и на первый план выходит именно общение и поиск своего места в жизни. Подросток стремится занять более лидирующие позиции, выйти на самостоятельный уровень жизни. Для подростков характерна нестабильность в эмоциональной сфере, он быстро возбуждается, подвержен резкой смене настроения, стрессам, обидам и переживаниям. Подобные состояния влекут за собой проблемы в общении со сверстниками, проблемы в школе и в общении с родителями [2].
Поэтому знание причин возникновения физических и психических изменений в организме подростка, а также причин возникновения повышенной тревожности, агрессивности, изменчивого настроения крайне важно для построения доверительных отношений с подростком и дает возможность подростку легче адаптироваться к новой для него жизни, перенести период адаптации к взрослой жизни.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости рассмотреть особенности формирования «Я – концепции» в самосознании подростка, в изучении ее роли в дальнейшем самоопределении личности.
Цель работы – изучение особенностей формирования «Я - концепции» в подростковом возрасте и ее дальнейшего воздействия на формирование самосознания и самоутверждения личности.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического развития личности в подростковом периоде
2. Рассмотреть особенности формирования «Я - концепции» и ее роль в дальнейшем формировании самосознания и самоутверждения
3. Подобрать диагностические методики, позволяющие диагностировать особенности развития личности подростка
4. Провести эмпирическое исследование с использованием диагностических тестов
5. Разработать и обосновать мероприятия, позволяющие подростку легче преодолеть переходный период, решить волнующие его проблемы
Объект исследования – формирование самосознания в подростковом возрасте, характер взаимоотношений подростка с окружением, друзьями, взрослыми.
Предмет исследования – формирование представлений о собственном «я» в подростковом возрасте.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для разработки дальнейших мероприятий, позволяющих подростку легче пережить переходный период. С проблемами, связанными с особенностями подросткового возраста, сталкиваются все участники образовательного процесса. Предлагаемые технологии консультирования родителей детей могут быть применены каждым психологом в средней общеобразовательной школе.
Похожие работы
Работы автора