или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 92 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 03.12.2015 |
Количество просмотров: | 370 |
Рейтинг работы: |
Выполненная работа посвящена проблеме мотивации самосовершенствования и отражает её основные аспекты: мотивационный, ценностно-смысловой, возрастной и деятельностный. Феномен мотивации самосовершенствования рассматривается через призму творческой деятельности. Результаты исследования могут быть применены в учебном процессе средних общеобразовательных школ: ими может руководствоваться психологическая служба школы, педагоги и родители. В качестве рекомендации мы предлагаем психологическим службам регулярно проводить экспресс-диагностику личности на предмет наличия мотивации самосовершенствования (саморазвития), а также проводить психопросветительскую работу с обучающимися, педагогами и родителями о важности творческой деятельности для самосовершенствования личности. Проведённое исследования опирается на следующие изученные дисциплины: психология мотивации, психология личности, психодиагностика, математические методы в психологии.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические аспекты изучения мотивации самосовершенствования личности ………………………………………….…………………...9
1.1 Понятие самосовершенствования в психологии…………………………..9
1.2 Мотивация самосовершенствования и творческий потенциал
личности………………………………………………………………………….19
1.3 Мотивация достижения как фактор самосовершенствования…………....24
1.4 Творческая деятельность как фактор мотивации самосовершен-ствования…………………………………...……..…………..………………….28
1.4.1 Доминантность в саморазвитии………………………..…………..29
1.4.2 Хореография как вид творческой деятельности……………..……31
1.4.3 Выводы………………………………………………………...…….34
2 Эмпирическое исследование аспектов мотивации
самосовершенствования………………………………………………………...36
2.1 Программа исследования……………………………………………………36
2.2 Подбор и обоснование выбора методик исследования……………………37
2.3 Интерпретация и анализ результатов исследования аспектов мотивации самосовершенствования старших школьников………………………….……40
2.3.1 Качественный анализ параметров мотивации совершенствования………………………………………..…………………………………….... 40
2.3.2 Анализ взаимосвязей между различными компонентами мотивации самосовершенствования……………………………………………………56
2.3.3 Выводы.……………………………….……………………………..61
Заключение…………………………………………………………………….…64
Список литературы ……………………………………………………………...67
Приложение 1 ……………………………………………………………………70
Приложение 2 ……………………………………………………………...…….80
(фрагменты работы)
1 Теоретико-методологические аспекты изучения мотивации самосовершенствования личности
1.1 Понятие самосовершенствования в психологии
Самосовершенствование – это вид самоорганизации, процесс сознательной и систематической работы над собой в целях совершенствования ранее приобретенных и формирования новых качеств личности. Самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.
Совершенствовать себя можно в разных направлениях. Основные виды (направления) – это нравственное, умственное, физическое, эстетическое и профессиональное самосовершенствование. Отдельно можно выделить личностное самосовершенствование, куда обычно включается воспитание себя, развитие нужных личностных навыков, иногда – развитие воли, мышления и других психических функций.
Внимание к проблеме самосовершенствования личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. Детерминанта внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. Это есть проявление потребности и способности личности к саморазвитию и самодвижению [10].
1.2 Мотивация самосовершенствования и творческий потенциал личности
Процессы самопознания, самореализации, саморазвития и другие процессы «самости» в становлении развивающейся личности приобретают особую важность при реализации основной образовательной задачи: воспитание личности, обладающей умением принимать ответственные решения, проявлять инициативу и творческую активность. По этому поводу В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выразились следующим образом: «… необходимо ввести особое представление о развитии вообще как о кардинальном структурном преобразовании человеком своей собственной самости…» [30, с. 54].
Творческое саморазвитие личности – это характеристика процессов «самости», системообразующими компонентами которых выступают, самопознание, саморегуляция, самосовершенствование и творческая самореализация личности.
Исследования многих отечественных и зарубежных ученых посвящены данной проблеме, особый интерес представляют исследования, посвященные таким проблемам, как:
1.3 Мотивация достижения как фактор самосовершенствования
Мотивация достижения (в понимании М.Ш. Магомед-Эминова) – это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения.
1.4 Творческая деятельность как фактор мотивации самосовершенствования
Важной предпосылкой, обуславливающей начало самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым к нему требованиям педагогов и профессии. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований человек будет испытывать потребность в самосовершенствовании.
1.4.2 Хореография как вид творческой деятельности
Занятия хореографией, несмотря на то, что это занятия искусством, творчество, предъявляют к обучающимся серьезные требования, прежде всего, дисциплинарного характера. Ребенок, начиная заниматься в хореографическом классе, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Учащиеся просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются.
2 Эмпирическое исследование аспектов мотивации самосовершенствования
2.1 Программа исследования
Исследование мотивации самосовершенствования проводилось фронтально, сразу на всей параллели 9-х классов. Для этого были выделены специальные занятия в конференц-зале школы продолжительностью по 45 минут. Исследование заняло по времени 3 недели, по одной встрече с испытуемыми в неделю. Сначала учащиеся были продиагностированы на предмет готовности к саморазвитию, затем был исследован уровень способностей к саморазвитию. Далее были определены уровень творческого потенциала, мотивация достижения и смысложизненные ориентации испытуемых. Выборке девушек, занимающихся хореографией, методики предъявлялись в том же порядке, что и учащимся 9-х классов средней школы. Исследование на данной выборке проводилось примерно в один и тот же временной промежуток, но в разные дни.
Выборка испытуемых. В нашем исследовании приняли участие 127 испытуемых, которых можно поделить на две категории:
Возраст испытуемых в обеих категориях – 15-16 лет, с преобладанием 15-летних.
Анализ смысложизненных ориентаций всех групп испытуемых
Так как методика «Смысложизненные ориентации» включает пять шкал, то нами были рассмотрены средние значения по каждой шкале, и они нам дали дополнительную информацию о параметрах мотивации самосовершенствования.
Таблица 5. Сравнение показателей смысложизненных ориентаций по всем трём выборкам с нормой
Шкалы |
Юноши-Ш |
Мужчины-норма (Среднее знач. ± Станд.откл) |
Девушки-Ш |
Девушки-Х |
Женщины-норма (Среднее знач. ± Станд откл) |
Цели в жизни |
40 |
32,90±5,92 |
32 |
34,3 |
29,38±6,24 |
Процесс жизни |
39 |
31,09±4,44 |
32 |
34,8 |
28,80±6,14 |
Результативность жизни |
28 |
25,46±4.30 |
26 |
28,6 |
23,65±4,95 |
Локус контроля - Я |
27 |
21,13±3,85 |
22 |
23,7 |
18,58±4,30 |
Локус контроля - Жизнь |
37 |
30.14±5,80 |
31 |
34,5 |
28.70±6,10 |
Осмысленность жизни |
170 |
103,10±15,03 |
142 |
156 |
95,76±16,54 |
Исходя из полученных результатов, средние значения показателя «Цели в жизни» у юношей превышают норму, по сравнению с девушками из обеих групп. Это означает, что имеющиеся планы на будущее у молодых людей зачастую так и остаются лишь планами, не имея под собой никакой реальной основы для реализации. Девушки, наоборот, могут проявлять себя не только в качестве целеустремленных прогнозистов, но и с практической стороны в осуществлении задуманного. Что касается «Процесса жизни» как показателя эмоциональной насыщенности жизни, то у юношей он снова превышает норму, по сравнению со школьницами обычной и хореографической школ. Завышенный балл по этой шкале говорит о том, что молодые люди сильнее погружаются в состояние эмоционального подъема, увлекаясь этим процессом и забывая о насущных проблемах. Нормативный показатель по данной шкале, который наблюдается у девушек обеих групп, свидетельствует об их умении жить интересной и насыщенной жизнью, руководствуясь имеющимся опытом и не забывая о планах на будущее. Баллы следующей субшкалы «Результативность жизни» находятся на нормативном уровне у всех трех групп. Это является вполне очевидным в силу молодого возраста испытуемых и их небольшим жизненным опытом. Что касается показателя «Локус контроля - Я», то несколько завышенный балл у молодых людей просто необходим всем мужчинам, ведь эта шкала выражает представление о себе как о «хозяине жизни», и это логично для юношей чувствовать себя таковыми несколько больше, чем девушкам.
У школьниц, как средней, так и хореографической школы значения по данной шкале четко входят в норму, что характеризует девушек, как сильных личностей, имеющих представление о смысле жизни, своих целях и задачах, которые они способны воплощать в жизнь. Убежденность в том, что человек стремится осуществить задуманное, показывают результаты по шкале «Локус контроля – жизнь». У молодых людей снова наблюдается балл выше нормы, но не намного. Данный факт характеризует юношей как личностей, способных управлять и контролировать свою жизнь. Девушки обеих групп имеют нормативные баллы, что также говорит об их вере в свои силы при воплощении в реальность задуманного. В целом, осмысленность жизни у всех испытуемых имеет завышенные баллы, что тоже можно отнести к недостатку жизненного опыта и еще только лишь формирующемся представлении о смысле жизни.
Таким образом, средние результаты являются показательными для каждой группы. Юноши предстают перед нами как более эмоциональные в своих стремлениях и мнениях о себе и своих жизненных возможностях. Обе группы девушек характеризуются более осмысленными и приземленными стремлениями и несколько большими возможностями в воплощении задуманного в реальность.
Статистические различия были обнаружены между юношами и девушками-школьницами по шкале Локус контроля-Я на уровне значимости ρ=0,05, т.е. на уровне тенденции. Между теми и другими девушками значимые различия на уровне от 0,01 до 0,05 имеются по всем шкалам СЖО, кроме «Цели в жизни».
Похожие работы