или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 503 |
Рейтинг работы: |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Половозрастные особенности мотивации учения
учащихся начальных классов
Выполнила:
Научный руководитель:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема мотивации учения в современной психологической литературе 6
1.1. Понятие о мотивации учения в отечественной психологии 6
1.2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте 14
1.3. Формирование мотивации учения школьников 21
Глава 2. Результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей мотивации учения у учащихся начальных классов 34
2.1. Организация, этапы и методики исследования 34
2.2. Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов 39
2.3. Связь мотивации учения с успеваемостью младших школьников 53
Выводы 57
Рекомендации учителям по активизации и развитию мотивации учения младших школьников 61
Заключение 66
Литература 67
Приложение 70
Введение
Актуальность темы исследования.
Проблема формирования мотивации учения школьников является одной из важнейших в современной школе. Это объясняется тем, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько он осознает важность учения, от того, какие мотивы побуждают его к активной познавательной деятельности.
Мотивы учения в процессе учебной деятельности меняются как со стороны своей формы, так и со стороны содержания. Мотивы проявляются на протяжении обучения ребенка в школе в разной степени, иерархическая структура мотивационной сферы также изменяется. Одни мотивы постепенно теряют свою актуальность, уступая место другим, которые, в свою очередь, становятся доминирующими и более действенными. Однако, это процесс не стихийный, формированием мотивационной сферы необходимо управлять. Задача учителя и состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развить во взаимосвязи широкие социальные мотивы, побуждающие школьника овладевать активной общественной позицией, и учебно-познавательные – заложенные в самой учебной деятельности и формирующиеся в ней. Для этого учитель должен знать психологически обоснованный путь формирования мотивации учения школьника.
Проблема мотивации учения учащихся широко исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Среди авторов, работающих в этом направлении, можно назвать А.К. Маркову [30], [31], [32], Л.И. Божович [4], [17], Т.В. Габай [8], Е.П. Ильина [18], З.И. Калмыкову [19], Л.К. Максимова [29], В.С. Мерлина [35], В.В. Давыдова [38], М.П. Якобсон [48] и др.
Задача планомерного воспитания мотивации учения является вполне реальной для учителя, хотя требует времени, ибо касается глубоких внутренних механизмов становления личности школьника.
Цель исследования: изучение половозрастных особенностей мотивации
учения учащихся начальных классов.
Объект исследования: всего в исследовании приняло участие 197 человек (95 девочек и 102 мальчика), которые учатся в начальной школе, из них 49 детей обучаются в первых классах, 52 ребенка – во вторых, 51 – в третьих классах и 45 – в четвертых. Исследование проводилось в 2003/2004 учебном году на базе общеобразовательной школы г. Одинцово.
Предмет исследования: половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1) изучить психологическую литературу по теме исследования;
2) провести сравнительное изучение возрастных особенностей школьной мотивации учащихся 1-х – 4-х классов;
3) проанализировать и показать межполовые различия в школьной мотивации учащихся начальных классов;
4) выявить связь школьной мотивации учащихся начальных классов с их успеваемостью;
5) разработать практические рекомендации для учителей по развитию школьной мотивации детей.
Методики исследования: в качестве конкретных психодиагностических методик в нашей работе мы использовали:
1) анкету по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой;
2) методику изучения познавательной потребности В.С. Юркевич;
3) методику изучения направленности на приобретение знаний Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой;
4) методику ранжирования мотивов учения.
Связь между исследуемыми показателями мотивационной сферы школьников изучалась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость исследования.
Полученные в ходе нашего исследования данные помогут учителям и школьным психологам определить задачи формирования школьной мотивации учащихся начальных классов с учетом перспектив их развития.
Результаты работы были доложены на педагогическом совете школы и методическом объединении учителей начальных классов. С каждым классным руководителем начальной школы была проведена беседа, в которой учитель совместно с психологом обсудили проблему воспитания полноценной мотивации учения учащихся и наметили пути этой работы в каждом конкретном классе.
Похожие работы
Работы автора