или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Омск > Омский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 55 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.09.2018 |
Количество просмотров: | 351 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........………......................................................3
ГЛАВА I Теоретические основы развития
межэтнической толерантности старших подростков в совместной творческой
деятельности…………………6
1.1.
Сущность
понятия «толерантность»……………….........................6
1.2. Особенности развития межэтнической
толерантности у старших подростков……..….....................................................................................11
1.3
Методы развития
межэтнической толерантности в совместной творческой деятельности.....…...................................................................16
Выводы по первой главе…………………………..……………………...23
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию межэтнической
толерантности старших подростков в совместной творческой деятельности………………………………………….………………………….25
2.1.
Описание
базы исследования………….….……...........................25
2.2.
Анализ результатов диагностики …………….…………...………..29
2.3.
Программа развития межэтнической
толерантности старших подростков в совместной творческой деятельности и оценка
её эффективности……........…….…................................................................34
Выводы
по второй главе………………..………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................……………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы,связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического
развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России в условиях после распада СССР. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, связанные не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими переселениями» людей других национальностей.
Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в автономных республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл.
Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в
приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему развития межэтнической толерантности остроактуальной и значимой.
Подходы к решению проблем развития межэтнической толерантности старших подростков в совместной творческой деятельности отражены в работах Е.М.Аджиева, Н..М.Лебедевой, В.С.Собкиной, Е.О.Смирновой и др.
Отсюда возникают противоречия:
- между необходимостью развития межэтнической толерантности в совместной деятельности и недостаточным осознанием старшими подростками данной проблемы;
- между развитием межэтнической толерантности и недостатком соответствующих научно
обоснованных концепций, программ, пособий.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.
Объектом исследования выступает межэтническая толерантность.
Предмет исследования: особенности развития межэтнической толерантности старших подростков в совместной творческой деятельности.
Цель данного исследования: разработать и апробировать программу развития межэтнической толерантности старших подростков в совместной творческой деятельности.
Гипотеза: процесс развития межэтнической толерантности старших подростков в процессе совместной
творческой деятельности будет успешным, если:
·
содержание творческой деятельности способствует проявлению межэтнической толерантности старших подростков;
·
проводится систематическая работа по формированию этнической толерантности старших
подростков в образовательном процессе школы;
·
в процессе совместной творческой деятельности осуществляется безоценочное принятие личности подростков;
·
в совместной творческой деятельности создаются ситуации успеха, формируются навыки регуляции
эмоциональных переживаний;
·
в процессе совместной творческой деятельности предполагается использование методов проблемного разрешения ситуаций.
·
совместная творческая деятельность обеспечивает сходство в иерархии ценностных ориентаций, в личностных смысловых образованиях и актуальных потребностях старших подростков.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия и виды толерантности;
2. Охарактеризовать особенности развития межэтнической толерантности у старших подростков;
3. Проанализировать методы и приемы развития межэтнической толерантности в совместной творческой деятельности;
4. Выявить уровень развития межэтнической толерантности у старших подростков;
5. Подобрать комплекс занятий по развитию межэтнической толерантности старших подростков в
совместной творческой деятельности и апробировать его на
Методологической основой исследования являлся личностно-деятельностный подход, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, в процессе которой происходит ее формирование.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы
исследования: теоретические - анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование с последующей обработкой результатов исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования.
База исследования:
(фрагменты работы)
ГЛАВА I. Теоретические основы развития межэтнической толерантности старших подростков в совместной творческой деятельности
1.1 Сущность понятия «толерантность»
Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.
Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.
В «Философских письмах», «Трактате о веротерпимости» Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование [29].
Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами [10, с.117].
В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.
Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества, позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение [28, с.5].
В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей.
В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году [24].
Появились весьма интересные научно-публицистические работы, ряд статей в периодической печати, посвященные проблеме толерантности.
Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать».
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».
В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [22].
По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе» [20, с.58].
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.
В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Мы также рассматриваем её как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.
Как известно, наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность.
Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [26, с.83].
Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.
Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире» [11].
Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Поэтому, как принято в таких случаях, целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление [3].
Многие авторы к числу критериев межкультурной толерантности относят следующие:
Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
Гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
Реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;
Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами;
Доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами [6, с.117].
Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности.
Эта модель предполагает присущее толерантности принятие другого таким, какой он есть, не отказываясь от собственной точки зрения, но и не навязывая ее партнеру.
Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия [1, с.12].
1.2 Особенности развития межэтнической толерантности у старших подростков
Похожие работы
Работы автора